Гендерное равенство – это характеристика общества, показывающая, что мужчины и женщины имеют равные права и возможности во всех сферах жизни. Это подразумевает равные карьерные возможности и политические права, одинаковое участие в общественной и культурной жизни, равный статус внутри семьи. Кроме того, гендерное равенство подразумевает искоренение гендерных стереотипов, которых всё ещё очень много в нашем обществе.
В современном мире гендерное равенство является одним из ключевых показателей развитости общества и того, насколько высоко ценятся в этом обществе права человека.
К числу наиболее значимых принципов гендерного равенства относится:
1.равные карьерные возможности;
2.равная оплата одинакового труда;
3.равное право на предоставление отпуска по уходу за ребёнком;
4.участие женщин в управлении государством;
5.равные потенциальные возможности для самореализации в любой из сфер жизни общества;
6.отсутствие профессиональной дискриминации (при получении образования, устройстве на работу, повышении, назначении на ответственные должности и т.п.);
7.одинаковое отношение к мужчине и женщине в обществе.
Неравное восприятие мужчин и женщин формируется в сознании современных людей под влиянием большого количества факторов, таких как язык (в частности, названия «мужских» и «женских» профессий), религия, детские игры (девочки играют с куклами, а мальчики – с машинками) и прочее.
Особого внимания заслуживает влияние средств массовой информации, в частности, рекламы. Стремясь добиться максимальной эффективности, авторы рекламных роликов вовсю эксплуатируют традиционное восприятие гендера, свойственное большинству людей. Показывая женщин, они подчеркивают их сексуальность, а показывая мужчин – их мужественность и брутальность. Тем самым они не просто эксплуатируют существующие гендерные стереотипы, но и укрепляют их.
Подчеркиваются и другие устоявшиеся особенности восприятия. К примеру, когда нужно показать успешного карьериста, это практически всегда мужчина. А если речь идёт о каких-то домашних делах, то в центре сюжета оказывается женщина-домохозяйка. При этом аудитория воспринимает всё это нормально, поскольку наблюдается очень высокий уровень терпимости к различным проявлениям гендерного неравенства.
Несмотря на то, что борьба с различными проявлениями гендерного неравенства сегодня является повсеместным трендом, в разных странах подходы к ней заметно отличаются. И всё же есть несколько ключевых принципов, которые считаются приоритетными во всём мире. Это такие принципы как:
1. Обеспечение равных карьерных возможностей, уровня оплаты труда и социальной защиты.
2. Обеспечение гармоничного сочетания всех сфер жизни без конкуренции между ними для обоих полов (возможность работать, получать услуги, жить полноценной личной, семейной и социальной жизнью, не выбирая, что из этого важнее).
3. Равное участие мужчин и женщин в политической, экономической, научной и иных сферах деятельности.
4. Борьба с семейным насилием.
5. Избавление от гендерных стереотипов.
Конечно, можно назвать и другие способы. Но именно эти 5 являются основополагающими, поскольку во всех странах в этих сферах по-прежнему наблюдаются серьезные проблемы.
О проекте «ПАПА-ШКОЛА»
Почему так важно вовлекать отцов в жизнь детей
Роль отца в жизни ребенка — глубокая тема, она постоянно развивается и волнует не только ученых, но и миллионы обычных людей, которые готовятся стать родителями либо уже стали ими. Влияние отца на раннее развитие ребенка доказано научно:
· младенцы, у которых эмоционально близкий и активный отец, показывают высокие оценки по тестам умственного и моторного развития;
· дети у таких отцов вырастают общительными и отзывчивыми;
· отцы, которые взяли на руки ребёнка сразу после рождения, в дальнейшем чаще играют с ним, больше времени проводят вместе;
· отношения между супругами в таких семьях гармоничные. Они умеют договариваться, строить совместные планы и определять общие цели.
Успешный отец — успешен во всем. Ведь он стремится стать хорошим примером для своего ребенка. Важно, чтобы отец был не только экономической опорой семьи, но и другом, учителем, помощником, счастливым супругом.
Как возникла «ПАПА-ШКОЛА»
История «ПАПА-ШКОЛ» еще довольно короткая. Они существуют несколько десятилетий. Слишком мало по сравнению с тысячелетней историей семейных отношений. Но для общества, которое развивается, и в котором меняются роли мужчины и женщины, — это десятилетия изменений, прогресса, поиска и принятия новых идей.
«ПАПА-ШКОЛЫ» зародились в Швеции в середине 80-х годов ХХ века. Одни из первых курсов для молодых отцов организовал Матс Берггрен. Отец четверых детей заинтересовался темой отцовства и тем, как папа может быть полезен и интересен своим детям не только в виде «домашнего кошелька», но и как друг, учитель. Проект был успешным. И в дальнейшем обучение мужчин, будущих родителей, стало обязательным для семей в рамках системы охраны здоровья матерей и детей, и приобрело ту форму, которую мы сегодня называем «ПАПА-ШКОЛАМИ».
Создание Белорусской «ПАПА-ШКОЛЫ» началось в 2009 году. По отзывам отцов и членов их семей, участие в «ПАПА-ШКОЛЕ» позволило мужчинам лучше осознать свою отцовскую роль и ответственность за полноценное развитие детей и укрепление семьи.
В процессе практической работы классических «ПАПА-ШКОЛ» появился новый запрос от мужчин, которые воспитывают детей от 3-х до 7 лет и подростков. Так появился международный проект «Создание устойчивой, самодостаточной системы, способствующей более активному участию отцов в жизни своих детей», который в Республике Беларусь с 2013 года реализует Республиканское благотворительное общественное объединение «КЛУБ ЛЬВОВ».
Цели и задачи проекта
· содействие укреплению демографической безопасности государства на основе увеличения стабильности молодой семьи за счет раскрытия отцовских и партнерских качеств мужчин;
· создание условий для личностного роста мужчин — будущих отцов, формирование у них психологической культуры взаимоотношений в семье и культуры здорового образа жизни;
· укрепление семьи с помощью оптимизации роли отца в семье, раскрытия потенциала будущих и молодых отцов;
· формирование позитивного социального образа ответственного отцовства;
· активизация и упорядочение работы по семейному просвещению и обучению различных категорий населения, в первую очередь родителей;
· психологическое обучение молодых родителей о роли и влиянии матери и отца на процесс воспитания ребенка;
· вовлечение отцов в активную общественную социальную деятельность.
Зачем нужна «ПАПА-ШКОЛА»
С появлением ребенка наступает новый этап в жизни семьи. Меняются взаимоотношения, возникают спорные вопросы в воспитании ребенка, появляются страх и раздражительность. Не всегда молодой отец знает и понимает, что делать.
В «ПАПА-ШКОЛЕ» групповую работу с молодыми отцами, которые ожидают рождения малыша или воспитывают ребенка в возрасте нескольких месяцев, проводят только мужчины. Это отцы, у которых есть практический опыт воспитания детей и необходимые знания и подготовка.
В Беларуси есть много курсов подготовки к родам для молодых семей. Но до сих пор не было курсов, школ, групп, для молодых и будущих пап, в которых работу проводили бы только опытные отцы, воспитывающие детей и прошедшие специальное обучение.
В «ПАПА-ШКОЛЕ» работает формула, «от отца настоящего — к отцу будущему», поэтому социально-психологическая поддержка носит наиболее доверительный характер, особенно в ситуациях, когда мужчины выросли в неполных семьях и не имеют достаточного представления о позитивной роли отца. Информация и поддержка, полученная напрямую от мужчин с опытом отцовства, помогает преодолеть неуверенность, поддержать молодого папу.
Мы стремимся к:
· укреплению детско-родительских и супружеских взаимоотношений в молодых семьях;
· уменьшению факторов риска развода, приводящих к распаду семьи;
· снижению числа разводов в молодых семьях на первом-третьем году после рождения ребёнка;
· предотвращению асоциальных форм поведения среди молодых мужчин;
· активизации социально значимой деятельности мужчин, направленной на сохранение семьи, пропаганду ответственного отцовства;
· повышению уровня психологической, педагогической и правовой культуры родителей.
«Здоровая семья- залог здорового будущего»
Как появилось слово «СЕМЬЯ»? Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья — это дом, родители, близкие родственники.
Вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в нашей стране уделяется особое внимание, ведется активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья.
Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья — это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.
Так уж сложилось, что большую часть времени мы проводим на работе. К сожалению многие из нас перестали заботиться о своем здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Взрослое население зачастую ведет малоподвижный образ жизни. В результате — избыточная масса тела или ожирение, с которой многие долгое время бесполезно борются.
Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолеть свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться. В народе говорят: «Здоровому — все здорово!». Об это следует помнить всегда. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависит от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье своей семьи.
Здоровый образ жизни — «избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, физического развития человека. Многих проблем у взрослых людей можно было избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно, на первом месте — личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:
— первое условие — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи;
— второе условие — успешности формирования здорового образа жизни, тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться;
— третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Таким образом, здоровая семья — это семья, которая ведёт здоровый образ жизни, в которой присутствует духовная культура, здоровый психологический климат, материальный достаток.
Роль отца в воспитании детей.
В нашем обществе традиционно сложилась модель семьи, в которой мужчина является главным добытчиком, а женщина занимается воспитанием детей. Вроде бы это логичное распределение функций, но на практике зачастую выходит так, что дети не получают достаточно отцовского внимания и это негативно сказывается на их личностном развитии.
Папа играет в жизни малыша ничуть не меньшую роль, чем мама. С самого рождения ребенок должен ощущать рядом присутствие мужчины. Папа – это авторитет, как для сына, так и для дочери. Он побуждает ребенка учиться, преодолевать трудности, мотивирует на достижение целей. Любящий папа помогает растущему малышу справляться со страхами, учит его решать проблемы, прививает ему волевые качества. И чем старше становится ребенок, тем сильнее он нуждается в отцовском внимании.
Для мальчика отец является примером мужского поведения. Идентифицируя себя с папой, малыш развивает в себе мужские черты характера. Если с раннего детства отец активно участвует в жизни сына, то именно по его образцу мальчик сделает вывод, каким должен быть настоящий мужчина. Он видит, какие функции в семье выполняет папа – зарабатывает деньги, делает мужскую работу по дому, заботится о благополучии жены и детей. Это формирует в его сознании модель мужского поведения, которой он будет следовать во взрослой жизни.
Для дочери папа является такой же важной фигурой, как и для сына. Психологи говорят, что часто женщины подсознательно выбирают себе в мужья мужчин, похожих на их отцов. Отношения девочки с папой накладывают отпечаток на ее будущие отношения с мужчинами. Папа стимулирует дочь развивать в себе женственность. Присутствие мужчины побуждает девочку завоевывать его любовь, неосознанно вступая в соперничество с матерью. Это совершенно естественный этап взросления, который проходит каждая девочка — так она открывает в себе женские черты, учится общаться с противоположным полом.
Девочка, которая получила достаточно любви в детстве, наверняка вырастет отзывчивым, добрым и открытым человеком, будет прекрасной понимающей женой и отличной заботливой мамой, будет дарить полученную от вас любовь своим близким и родным, в том числе, возвращать любовь обратно вам.
Важность отцовского воспитания трудно переоценить, и чтобы вырастить счастливого и уверенного в себе человека, папа, наряду с мамой, должен принимать участие в воспитании и формировании личности маленького человека.
Мужчины, отцы, помните – от вас зависит успешность будущего вашего ребёнка. От вашего участия в воспитании сына или дочери будут зависеть их успехи в любви и личной жизни, карьере, отношениях с другими людьми.
Любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, не заменяйте свою любовь дорогими подарками: пройдёт время, и в памяти вашего сына или дочери останутся не дорогие компьютеры, игрушки и угощения, а весёлые, грустные, душевные воспоминания о проведённых с вами минутах, часах и днях.